РАЛЛИ - КОРОЛЕВА АВТОСПОРТА

РАЛЛИ - самый близкий к гражданскому вождению вид автоспорта, потому что исторически и по сей день ралли проводятся по дорогам общего пользования, которые на время гонки перекрываются полицией.
Гена Брославский
Автогонщик, тренер
У классического ралли и дисциплин на основе ралли - это ралли-рейды и ралли-спринты – есть крутая особенность в виде отсутствия группового старта: каждый гонщик стартует на спецучасток в свою минуту. Это дает раллистам возможность валить максимально качественно и высокоточно строить траекторию движения, не отвлекаюсь на контактную борьбу! В кольцевых гонках, где старт групповой, контактная борьба как бы запрещена, но это обман. Как раллист с опытом и в кольце, и в гонках звезд на ипподроме – я противник контактной борьбы, помятая тачка для меня, как увечья собственного тела.

СОВРЕМЕННОЕ РАЛЛИ - как и прежде, это ограниченное по времени путешествие из пункта А в пункт Б, где на дистанции гонщиков ждут перекрытые от посторонних участки дороги - их называют СПЕЦУЧАСТКИ(СУ) - как правило, самые закрученные и трехмерные - на которых участники валят на все деньги и по всей ширине дороги.

5 ПРИЗНАКОВ ДОРОГИ, ГОДНОЙ ДЛЯ РАЛЛИЙНОГО СПЕЦУЧАСТКА

1. Длинная дистанция - как правило, от 8 до 30 км, но бывает и длиннее.

2. Большое количество поворотов. Их может быть 100 на 10 километрах, а на горных серпантинах и больше.

3. Много трамплинов. На высокой скорости любой перегиб дороги заставляет тачку вывешиваться и очень часто взлетать и приземляться.

4. Узость дороги. Редко, когда дорога спецучастка больше двух полос. Но бывает уже.

5. Сложность дорожного покрытия. Хоть асфальт и самое сложное покрытие, быстро валить по переменчивому гравию или грунту, по льду или снегу с их нежданчиками - та еще задачка.
УНИКАЛЬНОСТЬ РАЛЛИ - невозможно наизусть запомнить дорогу спецучастка, что увеличивает ЭЛЕМЕНТ НЕОЖИДАННОСТИ, который создает ВЫСОКИЙ РИСК АВАРИЙ.
Я конечно же не являюсь большим любителем расхерачить тачку на радость зрителям-кровососам, но моя статистика при этом такая: на каждой гонке со мной минимум раз 10 случались моменты, которые могли привести к крашу; незначительные аварии - каждая вторая гонка; одна-две аварии в сезон – крыша (переворот автомобиля, часто многократный), которая как правило заканчивается списанием тачки.

СТЕНОГРАММА

Огромную помощь в преодолении всех сложностей оказывает СТЕНОГРАММА - дорога каждого спецучастка, записанная при помощи специальных значков и сокращений во время ОЗНАКОМЛЕНИЯ - официальной тренировки, которую все участники проходят за пару дней до гонки.
  • 1
    СТЕНОГРАММА может содержать в себе не только описание дороги - длину прямика, крутизну поворота или тип трамплина, - но и конкретные команды, которые своевременно произносит штурман, а пилот должен не задумываясь выполнять. Например, по какой траектории заезжать на трамплин, прыгать или нуегонах, на какой передаче валить данный поворот и когда начинать тормозить, чтоб не убиться.
  • 2
    ОЗНАКОМЛЕНИЕ происходит в строго отведенное время, за пару дней до гонки, на гражданской машине, соблюдая ПДД! Если что - после второго нарушения ПДД во время ознакомления экипаж собирает чемоданы и валит домой, чтобы в мучительных корчах сгинуть от рук своих спонсоров.
  • 3
    Во время первого проезда пилот диктует штурману стенограмму, во время второго штурман зачитывает всю эту боль и страх, а пилот поправляет, если где-то налажал. И все это, напомню, строго в рамках обычного скоростного режима, хотя валить придется в 2 - 3 раза быстрее!
Высокий элемент неожиданности, закрученность спецучастков, разные покрытия дороги, движение "вслепую" на больших скоростях - предъявляют раллисту жесточайше высокие требования к пилотированию машины.

Также и раллийная машина должна быть подготовлена по высшему разряду.

Все эти суровые особенности дают полное право называть ралли королевой автоспорта.
Профессиональный раллист - это универсальный солдат. Подготовленный раллийный автомобиль - совершенное универсальное оружие.
Большинство автомобилей для ралли готовят из стандартных гражданских машин, вставляя в нее каркас безопасности, систему пожаротушения, гоночные кресла-ковши и внося незначительные усовершенствования, чтобы повысить надежность, управляемость и мощность.

Но есть отдельная каста автомобилей - это гоночные прототипы, изначально специально построенные для гонок. Всё в них проектируется и делается, чтобы побеждать. Вершиной прототипов в ралли и являются тачки класса 1WRC!

Об этом следующая статья.