Broslavsky Racing Academy - блог

Правильная посадка за рулем, часть 2

Насколько критична правильная посадка: выясняем на примере.

Я довольно часто в своей практике встречаю состоявшихся водителей с посадкой «жизнь удалась»: спинка сидения откинута, одна рука на подлокотнике, вторая едва дотягиваясь вальяжно поддерживает руль в верхней точке. Многие из этих водителей даже когда-то на заре своего стажа проходили курсы повышения мастерства и пребывают в полной уверенности, что в случае опасности, легким броском тела смогут за доли секунды занять правильное положение, а руки на автомате воспроизведут технику наруленных километров на тренажере.
Мы намеренно упростим ситуацию и рассмотрим только один фактор, на который повлияет эффективность посадки: это время, затраченное водителем на начало контраварийных действий.

В качестве примера возьмем водителя со стажем, который возможно когда-то проходил курсы контраварийной подготовки.

Вариант 1.

Эффективная посадка: водитель сидит симметрично, на правильном расстоянии, обе руки на руле, максимальное пятно контакта с сидением позволяет телу без задержек считывать информацию о дороге.

Вариант 2.

Неэффективная посадка: водитель сидит далеко от органов управления, часто криво, с одной рукой на подлокотнике. На практике это означает в том числе слабое и несимметричное пятно контакта как тела и сидения, так и руля и рук: информация об изменениях сцепления колес с дорогой до такого водителя доходит в урезанном виде и с опозданием. Для начала мер по предотвращению опасности водителю необходимо сгруппироваться и преодолев силу сопротивления оторвать лопатки от сидения дотянувшись до руля.

Среднее время реакции возьмем общепринятое – 1 секунда.

За это время автомобиль проедет:
При 60 км/ч = 16.7м
При 110 км/ч = 30.6м

Итак, допустим у нас возникла ситуация с началом заноса.

В первом случае, водитель практически без задержек почувствует ее и уже через секунду начнет предпринимать активные действия по устранению этой ситуации.

Во втором случае, некорректная посадка не позволит вовремя уловить начало нештатной ситуации. Пусть даже эта разница с первым вариантом составит 0,5 сек. Далее у водителя уйдет та же секунда на готовность предпринимать контраварийные меры. После чего – еще секунда-полторы, чтобы из своего полулежачего и кривого положения как-то дотянуться до руля обеими руками.

image

В результате даже такого сильного упрощения можно заметить, что неэффективная посадка может стоить водителю минимум полторы секунды драгоценного времени или 45 лишних метров на трассе, а учитывая, что за это расстояние автомобиль может в геометрической прогрессии наращивать градус заноса – эти секунды могут стать фатальными.Не говоря уже о том, что контраварийные действия на руле будут в разы менее точными и как следствие, менее эффективными, когда у привыкшего ездить вразвалку водителя будет отсутствовать за спиной опора в виде сидения.
Навык правильной посадки не нужно отрабатывать на автодроме под контролем опытного инструктора – эту полезную привычку вы можете начать применять самостоятельно и бесплатно уже сейчас, авансом подарив себе запас в несколько спасительных метров в будущем.
обучение